О БОГОПОЗНАНИИ: РАССУЖДЕНИЯ В НЕДЕЛЮ О БЛУДНОМ СЫНЕ.

Мы, люди, как блудные дети постоянно удаляемся от нашего Небесного Бога Отца. И свою апостасию* мы совершаем прежде всего в уме и сердце, потому что Бог есть Ум пресветлый, Свет, паче всякого света, озаряющий всё. Следовательно и возвращение наше к Богу должно совершаться умом и сердцем. «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои», — говорит Бог (Притч. 23:26). Ум — первое, что соединяется с Богом. «Через ум и умное созерцание тварь соединяется и воссоединяется с Богом»1. «Ум соединяется с умом, как с ближащим и наиболее сродным»2.

Соединяется же и воссоединяется через богопознание и умозрение. Поэтому, мы можем сказать, что цель жизни человеческой заключается в Богопознании или Боговедении. «Богопознание есть путь и задача человеческой жизни, есть путь к спасению и обожению человека»3. Об этом свидетельствует и священное Писание. В книге Деяний святых апостолов мы читаем, что Бог «от одной крови произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитания, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он не далеко от каждого из нас: ибо мы живем Им и движемся и существуем» (Д.17:26-28). Сам Господь наш Иисус Христос говорит, что «сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого, истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа». (Иоан.17.3)

Познание Бога не совершается вдруг и сразу. Как мы уже сказали, Богопознание есть путь, путь долгий и сложный, сопряженный с невероятным напряжением мысли и усилиями в деле очищения души и совершенствования нравственной жизни. Напряжение ума в занятиях Богомыслием должно стать важной составляющей жизни христианина. Постоянно нужно заботиться о том, чтобы Ум наш освобождался от «внешней тины и не сливался с негодными и блуждающими образами»4. Мирская суета и ненужные, бесполезные развлечения наполняют душу вредными впечатлениями, которые создают нам преграду на пути к просветлению. Одна из первостепенных задач, научиться находить время, когда возможно отрешиться от мирской суеты и в спокойной, безмятежной обстановке предаться богомыслию. Поменьше допускать в своей жизни ненужных и душевредных развлечений, ибо «тому, чей разум развлекается многим, невозможно преуспеть в познании Бога и в любви к Нему», — говорит святитель Григорий Нисский.

Пусть богопознания — это путь восхождения человека к Богу с одной стороны, и путь снисхождения Бога к человеку через откровение. Мы познаем Бога настолько, насколько можем вместить и настолько, насколько Бог открыл нам Себя. Откровение Божие содержится в Священном Писании и в Священном Предании, и в связи с этим, современный человек должен четко уяснить, что он не сможет познать Бога без изучения Писания и Творений Святых Отцов. Наше время в этом отношении исключительное, ввиду того, что нет никаких препятствий к чтению Библии и святоотеческой литературы, а потому христианин, который не тренирует свою мысль в изучении Богооткровенных книг и писаний Отцов Церкви остается безответным. Попытки оправдаться недостатком времени не помогут. Когда некто заявляет, что ему не хватает времени для чтения Библии, Святых Отцов, совершении обычных молитв, посещение церковных служб, то такой сам против себя свидетельствует, что променял главное на что-то совершенно ненужное, либо маловажное. И поэтому такой, как мне сказали — безответен.

Иногда можно услышать, что кто-то жалуется на свое слабоумие и говорит: «вот, я ничего не читаю, я только молюсь, потому что читая я ничего не понимаю». И не понимает такой человек самого главного, что это не оправдывает его бездействие. Ум наш еще во тьме. И как глаз, который долгое время находился во тьме, обратившись к свету, не может видеть все и сразу, но болит и требует некоторого времени, чтобы привыкнуть и увидеть свет и всё , что тот освещает. Так, если не хотим, чтобы ум наш остался слепым, больным, необходимо обращать его к Свету Божественных Писаний и учению Святых Отцов, и иметь терпение и волю, чтобы ум привык и мог вникнуть в то, что написано. Для этого Писание и творения отцов нужно читать и перечитывать. В этих занятиях не забывать самое главное — молиться Богу и очищать душу покаянием.

Заниматься богомыслием, изучением Писания и Святых Отцов можно и полезно всем. А вот богословствовать, т. е. говорить о Боге, обнаруживать свою мысль о Боге, о вере, публично перед всеми или даже перед кем-то одним, можно не всем и не каждому, «но только душе чистой, или, по крайней мере, очищаемой»5. Прп. Симеон Новый Богослов с горечью говорит о тех, кто читает Святых Отцов не с тем, чтобы получить пользу, а для того, чтобы потом удивлять слушающих6. Нам же, грешным и недостойным, следует поучаться о Боге и о Вере в молчании уст, сохраняя мысли свои в тайне, и обнаруживать свои думы на исповеди, спрашивая духовника: «правильно или нет, то что я думаю, то , как я понимаю то-то и то-то место в Писании или высказывание святого отца».

Еще один момент, когда можно открыть свои уста для того, чтобы говорить о вере — это, когда нас спрашивают родственники, друзья или просто знакомые. Тогда, по слову святого апостола Павла «нужно дать ответ о нашем уповании». В остальном, чтобы говорить о Боге публично и проповедовать, есть архиереи и те священники миряне, которые получили архиерейское благословение на служение и на то, чтобы учить вере.

Таким образом, подводя итог, скажем, что мы и есть те самые блудные дети, ушедшие на сторону далече и питающиеся рожками, т.е. временными, суетными знаниями и пустыми развлечениями. Нам следует обратить ум наш к Свету, Небесному Богу Отцу, насытиться Светом истинного Богопознания, совершая путь наш с молитвой и покаянием, очищая душу и сердце от скверн греха. И сейчас для этого время очень благоприятное, святое время предуготовительных дней к Великому посту и затем сама Святая Четыредесятница. Необходимо помнить, что пост — это не только, и не столько воздержание от пищи, а прежде всего — воздержание от страстей. Во время поста каждый должен направить усилия на то, чтобы противостать своим грехам, особенно тем грехам, которые больше всего терзают душу. Кто курит сигареты, постараться хотябы во время поста не курить, кто играет в компьютер — не играть хотя бы в это святое время, кто много времени проводит в интернете и социальных сетях — делать это поменьше, и т. д. И вместо этих ненужных развлечений, которые мешают нам вспомнить о Боге, заняться полезным для души делом: читать Библию и взять для себя на Великий Пост творения какого-либо святого отца (например. Авву Дорофея, или Лествицу, или Игнатия Брянчаниного, Нравственные Слова прп. Симеона Нового Богослова, или еще какого-либо святого отца) и весь Великий Пост заниматься изучением его трудов хотя бы понемногу, но каждый день. Вот такая подготовка к посту и вот такой пост будит приятным Богу и полезным для души каждого христианина.

*Апостасия (греч. Αποστασία — букв. Отступничество, в христианстве термин обозначает вероотступничество, полный или частичный отказ от истин христианской веры и нравственности.

1Флоровский Георгий, протоиерей, Восточные Отцы IV века/Издательство Белорусского экзархата, С. 121.

2Григорий Богослов, святитель, Послание к пресвитеру Кледонию против Аполинария первое// цит. по соч. Флоровский Георгий, протоиерей, Восточные Отцы IV века/Издательство Белорусского экзархата, С. 121.

3Флоровский Георгий, протоиерей, Восточные Отцы IV века/Издательство Белорусского экзархата, С. 121.

4Григорий Богослов, святитель, Слово 27 против евномиан и о богословии первое или предварительное

5Там же,

6Симеон Новый Богослов, преподобный, Слова богословские и нравственные/Слово богословское первое/Перервинская Православная Духовная Семинария, М., С. 7

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *