Об отношении к инославным и о почитании святых и икон.

Братья и сестры! Всех Вас сердечно поздравляю с великим праздником Торжества Православия. Праздник этот был установлен 3 марта 843 года, когда была низложена ересь иконоборчества и восстановлены решения VII Вселенского Собора (787 г.). В молебном пении Недели Торжества Православия утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все вероучительные определения семи Вселенских Соборов. Таким образом мы празднуем победу Православной Церкви над всеми ересями, в том смысле, что на все лжеучения Православной Церковью были даны ответы, выраженные в догматических определениях.

Что такое ересь? Изначально термином ересь (др. греч. — αἵρεσις (ересис) выбор, выбранное как истинное, направление, течение, мнение) обозначались философские или религиозные школы (срав. «ересь саддукейская» (Деян. 5:17), «ересь фарисейская» (Деян. 15:5)). Таким образом слово имело нейтральное значение. Но впоследствии в христианском богословии термин «ересь» приобретает негативный оттенок. Единственно истинным и спасительным признается только христианское вероучение, все несогласное с христианством становится ненужным, даже вредным, гибельным. Поэтому в Новом Завете апостол Павел относит ересь к делам плоти наравне с идолослужением, волшебством, враждой и т.д.. Постепенно термин ересь приобретает значение лжи и ложного религиозного учения.

Итак ересь — это ложь, ложное религиозное учение, заблуждение. Кто-то может спросить: «Какая разница как верить? Верит человек в Бога, ведет нравственную жизнь и довольно. Ведь все религии учат одному: не убей, не кради и т.д.. Зачем мучить сознание человека сложными догматическими вопросами?». На этот вопрос Слово Божие отвечает, что не всё равно, как верить. Даже более того, то, как человек верит напрямую связано с его спасением. Так во Втором Соборном Послании святого апостола Петра мы читаем: «будут у вас лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2Пет. 2:1). Т.е. лжеучение вводит человека в погибель. Далее в том же послании мы найдем такие слова: «долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат Павел, по данной ему премудрости написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что НЕВЕЖДЫ И НЕУТВЕРЖДЕННЫЕ К СОБСТВЕННОЙ СВОЕЙ ПОГИБЕЛИ ПРЕВРАЩАЮТ, КАК И ПРОЧИЕ ПИСАНИЯ» (2Пет. 3:15-16). Т.е. Само Слово Божие говорит о существовании двух категорий людей, которые читают Писание себе в погибель — это невежды и неутвержденные.

Поэтому мы утверждаем, что вопросы вероучения не являются чем-то отвлеченным и ненужным. Нельзя, будучи крещеным, оставаться невеждой и проявлять равнодушие к познанию догматических истин христианской веры. Понимать Писание и учить о вере нужно только в согласии с Церковью, потому что по слову Писания Церковь есть столп и утверждение истины (1Тим. 3:15). Поэтому Отцы Церкви стояли за Православные догматы даже до смерти, не желая уступить ереси даже в одной букве слова. Поэтому мы скорбим о наших братьях, которые лишили себя Церковного единства. Именно скорбим! Все таки, признавая всю важность правильного понимания и истолкования Библии, мы не должны с ненавистью относиться к тем, кто не вместил еще всей полноты истины. Надо понимать, что все дискуссии о вере, на каком уровне они бы не происходили, должны вестись мирно с использованием корректных слов и выражений. Споры об истине никогда не должны опускаться до уровня унижений и оскорблений к инакомыслящим. Важно уметь сохранить мирное устроение в тот момент, когда мы встречаемся с клеветой и хулой в адрес Православной Церкви, дабы «не отвечать глупому по глупости его, чтобы не сделаться подобным ему» (Прит. 26:4). В такие моменты важно уметь найти правильный и корректный ответ, который содержал бы в себе истину православного вероучения. Это еще одна причина по которой современный христианин не может оставаться невеждой, а всегда, по слову святого апостола Петра, должен быть «готовым всякому, требующему у него отчета о его уповании, дать ответ С КРОТОСТЬЮ И БЛАГОГОВЕНИЕМ!» (1Пет. 3:15). Мы уже давно не живём в Православном государстве и хватит верить сказкам, что православных в стране 80%. Нас окружают отделившиеся от церковного единства христиане, среди которых могут быть наши знакомые, друзья, коллеги по работе, даже родственники, и полемика с ними на уровне личного общения порой неизбежна. Слова апостола Петра сейчас как никогда актуальны: уметь дать ответ и сохранить при этом адекватное поведение.

Очень часто, к великому сожалению, мы, православные христиане, не умеем ни первого ни второго. В связи с этим, хотел бы в сегодняшней проповеди дать Вам, дорогие братья и сёстры, некоторый материал, пользуясь которым, можно дать ответ в защит православного догмата почитания святых и икон. Потому что нам всем очень часто приходится пересекаться с нашими братьями протестантами, и среди протестантов нашего города идет какая-то нездоровая вражда против иконопочитания и почитания святых. Я много об этом слышу от Вас и сам видел на страничках в социальных сетях. Так некоторые из так называемых христиан веры евангельской сравнивают нас с язычниками и называют идолопоклонниками. Не знаю откуда, но в протестантизме возник миф о том, что мы православные якобы поклоняемся святым, и вроде как даже иконам. Здесь, в первую очередь, надо сказать, что мы православные поклоняемся только Единому Истинному Богу в Троице прославляемому, Отцу и Сыну и Святому Духу. Мы не поклоняемся ни святым, ни иконам. Нет в православном богословии такого понятия «поклонение иконам», или «поклонение святым». Мы православные святых и иконы почитаем. Догматическое определение VII Вселенского Собора повелевает чествовать иконы лобызанием и почитательным поклонением, а не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству. Итак Православие четко разделяет богопоклонение (греч. — λατρεία (латериа)) и почитание (греч. — προσκύνησις (проскинисис)). Святых и иконы мы почитаем!

Во-первых, можно ли почитать святых? В этом вопросе наши многоуважаемые оппоненты часто ссылаются на 1Тим. 2:5 «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». Что в этом месте Священного Писания значит слово посредник? В греческом тексте стоит слово μεσιτης (меситис), что буквально переводится как соединитель. По толкованию, которое дает святитель Феофан Затворник, апостол этими словами хотел, показать, что нет другого спасения, кроме как во Христе. Еще этими словами показывается что Господь наш Иисус Христос соединил в себе Естество Бога и естество человека, и таким образом примирил Бога и человека. И при двух естествах Он — Христос — остается единым Сыном Божиим. Святые же, к которым мы обращаемся, не становятся посредниками от того, что мы к ним обращаемся, но они, святые, являются нашими со-молитвенниками. Своим обращением к святым мы свидетельствуем о единстве и неразрывной связи Церкви Земной и Церкви Небесной, потому что «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). А то, что святые могут молиться за грешников, об этом чётко и ясно сказано в Священном Писании. Например в книге Бытия 20 глава 7 стих или в книге Иова 42 глава 8 стих.

Во-вторых, можно ли почитать мощи святых? В Священном Писании есть одно ясное свидетельство, что останки святых людей могут источать благодать Божию: «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4Цар. 13:20-21). И не только мертвые тела святых людей могут быть источником благодати Божией, но и их одежда, о чем так же читаем в Писании (смотри Мф. 9 глава, Деян. 19 глава).

В-третьих, можно ли почитать иконы? Наши братья протестанты, напрасно обвиняя нас в идолопоклонстве, ссылаются на 2-ю заповедь Закона Божьего: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5). Также находят в Писании параллельные места, запрещающие делать изображения, поклоняться и служить этим изображениям, как например Втор. 4:15-16 «не сделай себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину» и т.д.. Итак, возникает два вопроса: можно ли делать изображения? И можно ли почитать эти изображения? То же Слово Божие, которое запрещает делать изображения кумиров, повелевает Моисею делать священные изображения в Скинии, об этом мы читаем в той же книге Исход 25я и 26 глава. В книге Царств 6я глава мы читаем о том, что Соломон сделал 7миметровые статуи Херувимов и по всем стенам храма были изображения херувимов и маслечных деревьев. Вывод: Слово Божие не запрещает делать священные изображения. Но можно ли почитать священные изображения? В Библии мы имеем множество свидетельств о том, что объектом почитания становится земля (Исх. 3:5, Нав. 5:15), сосуды дома Господня (Дан. 5:23), изображение медного змея (Чис. 21:8-9), которое Царь Осия уничтожил, за то, что иудеи стали его (медного змея) обожествлять (4Цар. 18:4). Иаков кланяется на верх жезла своего (Евр. 11:21). Много свидетельств о почитании Ковчега Завета, причем неблагоговение по отношению к этому священному предмету каралось смертью, причем наказание следовало от Самого Бога (2Цар.6:3). Таким образом, мы имеем достаточно оснований в Священном Писании о том, что можно почитать не только священные изображения, но даже священные предметы.

В чем разница между идолопоклонством и почитанием священных изображений и предметов, между кумиром и образом в Православии? Апостол Павел говорит, что «идол в мире ничто» (1Кор. 8:4). Например есть так называемый бог-Зевс, а в духовном мире есть такой бог? Нет, такого бога нет. Поэтому кланяющийся кумиру, кланяется бесу. А честь воздаваемая образу, переходит на первообраз, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Так, например, есть иконы Спасителя, Богородицы, и, скажем, преподобного Сергия Радонежского, так и в духовном мире в Небесной Церкви есть изображенный на иконе Иисус Христос, Божия Матерь и преподобный Сергий. Поэтому поклоняющийся перед иконой Спасителя не иконе поклоняется, а через икону Самому Спасителю; почитающий икону святого, через икону почитает самого святого, а через святого, опять же, Самого Господа, ибо по слову Писания «Дивен Бог во святых своих!» (Пс. 67:36).

Аминь!